В некоторых помещениях, например, школах, спортивных залах, потолки должны выдерживать высокие механические нагрузки. В данном случае применяются не только специальные материалы, но и особые конструкции.

СВЕТООТРАЖЕНИЕ
В большинстве интерьеров отражение света поверхностью потолка - важный фактор. Светоотражающая способность выражается в процентах как количество отраженного и прямого света. Значение данного коэффициента важно потому, что если разница между светом поверхности светильника и светом с остальной поверхности потолка велика, то есть риск неприятного ослепления. При косвенном освещении требования к отражающей поверхности возрастают, так как уровень освещения в помещении зависит от того, сколько света отражает поверхность потолка. При косвенном освещении также важно, чтобы свет отражался и распространялся с высокой степенью рассеивания для избежания блеска и ослепляющего воздействия со стороны освещенных поверхностей.

При прямом освещении светоотражающая способность потолка должна быть не менее 70%. В помещениях с непрямым освещением потолок должен отражать не менее 80-85% света. Если поверхность потолочной плиты имеет отверстия или перфорацию, её светоотражательная способность уменьшается пропорционально площади, приходящейся на отверстия.

НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ВЕЛИЧИНЫ
1. Воздушные звуковые волны и скорость звука
Звуковое ощущение создается воздушными волнами, воздействующими на ухо. Звуковые волны возникают под действием колеблющихся тел - источников звука и состоят из чередующихся друг с другом уплотнений и разряжений воздуха. Эти уплотнения и разряжения распространяются со скоростью с, так называемой скоростью звука. Скорость звука в воздухе при температуре 20 °С составляет около 340 м/сек; это значение принимается для акустических расчетов помещений, эксплуатируемых в обычных температурных условиях.

2. Чистые тона
Чистым тоном называется звук, у которого колебания давления являются гармоническими, т.е. выражаются в виде синусоидальной функции времени. Чем больше амплитуда звукового давления, тем тон сильнее, а чем больше частота, тем он выше. Как известно из математического анализа, любое колебание может быть разложено на чистые тона. Вместе с тем чистые тона являются физической основой музыки.

3. Длина звуковой волны
Для чистого тона длина звуковой волны L связана со скоростью звука С и его частотой f соотношением L = C/f , из которого видно, что чем выше частота, тем короче длина волны.

4. Область звукового восприятия
Слух человека ощущает в виде звука лишь ограниченную по частоте и давлению область воздушных колебаний. Область эта лежит в пределах приблизительно от 20 до 20000 гц по частоте.

5. Уровень звукового давления
Ощущаемые слухом звуки могут отличаться по давлению примерно в миллион раз. Оперировать такими громоздкими числами неудобно, поэтому вместо звукового давления пользуются другой, логарифмической величиной - уровнем звукового давления, измеряемым в децибелах (дб). Благодаря введению понятия «уровень звукового давления» огромный диапазон от 2x10/100000 до 20 н/м2 удается преобразовать в сравнительно небольшой и удобный диапазон от 0 до 120 дб. Вместе с тем уровень звукового давления имеет и другое существенное преимущество: изменение его на 1 дб приблизительно соответствует минимальному, еще ощутимому человеком, изменению громкости звука.

6. Диффузность звукового поля
В замкнутом помещении звуковые волны, отражаясь от его поверхностей, движутся по разнообразным направлениям. В результате этого в помещении образуется сложное звуковое поле. Важное значение в акустике помещений имеет понятие «диффузное звуковое поле», характеризуемое тем, что во всех точках поля усредненные во времени уровень звукового давления и поток приходящей по любому направлению звуковой энергии постоянны. Такое диффузное поле является идеальным случаем, не осуществимым полностью в помещениях, но для создания хорошей акустики следует стремиться по возможности приблизиться к нему.

7. Реверберация. Время реверберации
В закрытом помещении после прекращения звучания источника звук исчезает не сразу; звуковые волны продолжают многократно отражаться от поверхностей помещения, теряя при каждом отражении часть своей энергии, вследствие чего уровень звукового давления в воздушном объеме помещения постепенно спадает. Такой процесс спадания уровня звукового давления в помещении после прекращения звучания источника называется реверберацией.

Для оценки гулкости (скорости спадания уровня звука) в помещении принята величина Т (время реверберации), представляющего собой время, в течение которого уровень звукового давления спадает на 60 дб. Между скоростью спадания V и временем реверберации Т имеется простая зависимость Т = 60/V. Малое время реверберации соответствует заглушённым помещениям, а большое - гулким.